Приоритетные напрвления развития фондового ранка в республике казахстан
Для финансирования ипотечного кредитования страны в рамках Государственной программы Казахстанская ипотечная компания планирует выпуск облигаций в объёме 146,1 млрд тенге, из которых 34,9 млрд тенге – в 2005 году, а 111,2 млрд тенге – в 2006-2007 годы.
Таким образом, хотя программа называется «жилищной», на самом деле она является огромным экономическим стимулом, особенно для финансового сектора /26, с.9/.
Для реализации задач развития аграрного сектора экономики, поставленных Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в Посланиях народу в 2004 и 2005 годах, принята Программа кредитования сельского хозяйства, которая является одной из наиболее перспективных направлений на казахстанском рынке. Следует отметить два наиболее важных момента этого мероприятия – модернизация рынка зерновых расписок, а также повышение привлекательности данного рынка для финансовых институтов, так как финансирование сельхозпроизводителя имеет огромный потенциал, прежде всего потому, что на этом рынке финансовые инструменты предсталены слабо.
Перспективы развития в Казахстане рынка зерновых расписок очень хорошие, особенно для компаний, которые изъявляют желание участвовать в выпуске зерновых расписок. Более того, у тех, кто является держателем достаточно большого количества зерновых расписок, есть возможность объединения их в единый пул, и в последующем выпуск облигаций на фондовом рынке, обеспеченных этим пулом зерновых расписок /42, с.16-18/.
Следствием последовательных реформ в финансовом секторе, экономике и законодательной сфере в Казахстане стало уникальное сочетание условий для развития структурных форм финансирования внутри страны, которые становятся доминирующими на мировых рынках. С их внедрением произойдёт дальнейшее укрепление конкурентных позиций казахстанского банковского сектора и рынков капитала, а фондовый рынок приобретёт более современную и завершённую форму. Банки второго уровня уже оказывают эти услуги своим клиентам, но пока объёмы недостаточны.
Структурное финансирование расширяет границы возможностей для притока инвестиций в капиталоёмкие отрасли экономики за счёт внутреннего рынка капитала, с учётом современного управления рисками и международных стандартов финансовой деятельности в этой области.
Без сомнения, успешное внедрение структурных форм финансирования в Казахстане будет способствовать реализации новых проектов, выпуску новых долговых инструментов на структурной основе, а также увеличения ликвидности рынка государственных ценных бумаг /3, с.104-105/.
Первым шагом на пути внедрения структурных форм должно стать принятие закона «О секьюритизации» как платформы для реализации программ финансирования в отраслях как финансового, так и нефинансового сектора, на рыночных началах и по сниженным ставкам, на условиях внебалансового финансирования и лучшего управления рисками.
Одним из направлений деятельности фондового рынка является работа с населением. Для этого, в первую очередь, нужно создать соответствующую инфраструктуру. Должна быть принята законодательная база для деятельности трансфер-агентов. Для реализации этого решения необходимо на базе АО «Казпочта» создать единого трансфер-агента, обеспечив, тем самым, доступ к финансовым инструментам всем гражданам Казахстана /29/.
С развитием финансового рынка, расширением числа финансовых институтов и финансовых инструментов, планов по привлечению сбережений населения на фондовый рынок возникла необходимость разработки и принятия дополнительного закона о защите прав инвесторов. Этот закон должен предусматривать не только защиту прав и интересов инвесторов, но и конфиденциальность в том, что касается информации о финансовых активах и сбережениях, что крайне важно для привлечения на финансовый рынок индивидуальных инвесторов /38, с.2/.
Одним из основных рычагов стимулирования развития отечественного фондового рынка являются капитализация компаний и привлечение ими дополнительных средств. В настоящее время идёт бурный рост активов банков второго уровня, пенсионных фондов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами при неадекватном росте капитала, что увеличивает потенциальные риски для этих инвесторов. Необходимо обеспечить повышение их капитализации, что будет соответствовать росту активов.