Приоритетные напрвления развития фондового ранка в республике казахстан
В связи со сказанным и с предстоящим вступлением Казахстана в ВТО, в части финансовых услуг, Ассоциацией финансистов Казахстана направлены предложения по принятию соответствующих подготовительных мер, связанных с необходимостью вывода на рынки новых финансовых инструментов для инвестирования экономики страны для дальнейшего повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности отечественных финансовых институтов. Эти меры основаные на решениях, принятых IV Конгрессом финансистов Казахстана, и определили направления развития финансовой системы, предусматривающие практическую реализацию следующих задач:
а) обеспечение устойчивости финансовой системы и совершенствование системы управления рисками, включая подготовительные меры по поэтапному переходу к новому Соглашению по капиталу (Базель II);
б) повышение требований к дальнейшей капитализации институциональных инвесторов;
в) развитие рынка ценных бумаг и, прежде всего, рынка акций, путем продажи части пакетов национальных компаний (голубые фишки);
г) внедрение новых финансовых инструментов, позволяющих эффективно привлекать средства участников финансового рынка и, прежде всего, накопительных пенсионных фондов, включая ценные бумаги, выпускаемые для финансирования проектов в рамках индустриальной политики страны (проектные облигации), а также производных финансовых инструментов для хеджирования рисков;
д) ускорение перехода реального сектора на Международные стандарты финансовой отчетности /1, с.28-30/.
Для Ассоциации финансистов Казахстана и Агентства, как уполномоченного надзорного органа приоритетом является, прежде всего, обеспечение устойчивости финансового сектора, путём регулирования, основанного на общепризнанных стандартах.
К 2007 году предполагается пересмотреть основные процедуры регулирования финансовых организаций через призму директив Европейского Союза. Первое, что должны сделать финансисты в этом направлении, — это обеспечить соответствие фондового рынка современным требованиям. Второе – это должны быть приняты меры по совершенствованию корпоративного управления и повышению прозрачности деятельности компаний /36, с.4-6/.
В Республике Казахстан рынок акций сильно отстаёт от долгового рынка. Причина кроется даже не в том, что нет финансовых инструментов для инвестирования, а в том, что как эмитенты, так и инвесторы просто не верят в этот сегмент рынка на данном этапе развития.
Инвесторам этот рынок непривлекателен в виду неопределённой дивидендной политики и нежелания эмитентов раскрывать необходимую информацию. Эмитенты пока не осознают, что привлечение инвесторов в капитал и повышение прозрачности бизнеса могут в целом существенно стабилизировать бизнес и снизить стоимость фондовой базы /39, с.7/. Часть казахстанских акционеров не зациклена на дивидендах, в основном надеясь на доходы в будущем. В меньшей степени это касается акционеров-физических лиц. Но мировая практика свидетельствует, что инвесторы стремятся покупать либо акции с высоким уровнем ликвидности при устойчивом росте цен, либо низколиквидные корпоративные ценные бумаги, по которым прогнозируются значительные объёмы дивидендных выплат.
Дивидендная политика призвана привлекать инвесторов, и в этом один из главных козырей компаний. Общие размеры выплачиваемых дивидендов для американских корпораций колеблются в диапазоне 40- 50%. Это означает, что дивидендные выплаты не могут превышать, к примеру, более половины чистого дохода компании. Эти данные чётко прописаны в документах, регулирующих дивидендные политики компаний.
Невысокие дивидендные выплаты характерны практически для всех компаний пространства СНГ. Их доля от чистой прибыли, как правило, не превышает 10% и привлекает на рынок преимущественно спекулятивно настроенных игроков, стремящихся получить прибыль на росте цен или падении курсовой стоимости акций компании. Причем данные по прибыли в разные годы отличаются друг от друга, как и соответственно выплаты в расчете на одну акцию.
Одним из основных принципов Положения о дивидендной политике является обеспечение простого механизма определения размера дивидендов и условий их выплат. Дивидендная политика должна быть достаточно прозрачной и доступной для изучения акционерами и потенциальными инвесторами /34, с.37/.
В связи с этим, для повышения привлекательности рынка ценных бумаг для инвесторов необходимо скорейшее принятие Кодекса корпоративного управления и его широкое внедрение. Данный проект Кодекса в настоящее время обсуждается с Национальным банком и Агентством финансового надзора, а также со всеми финансовыми институтами. В Кодексе предполагается раскрыть основные принципы корпоративного управления, функции общего собрания акционеров и Совета директоров, необходимые требования по раскрытию информации и дивидендной политике, свободного обращения акций и культуре компании.