Государственное регулирование фондового рынка: управленческий аспект.
Этому ведомству предстояло и еще предстоит сбалансировать интересы участников фондового рынка, в число которых входят банки, инвестиционные компании, паевые, пенсионные и прочие фонды, депозитарии, регистраторы, крупнейшие эмитенты. ФСФР отвечает за прозрачность и надежность фондового рынка, за честные и справедливые условия торгов на нем, за соблюдение обязательств и требований профучастников, за достоверность отчетности эмитентов перед инвесторами, за отсутствие инсайда и прочее.
В то же время ФСФР, по нашему мнению, нельзя считать классическим примером мегарегулятора, так как вне ее прямого влияния остаются страховые компании, отданные в ведение Федеральной службы страхового надзора, аудиторы (Минфин) и банки (Банк России).
ФСФР во многом выигрывает на фоне предшественницы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Прежде всего можно поставить ей в заслугу более либеральный подход к регулированию рынка.
При ФКЦБ саморегулируемые организации не участвовали в создании законов и подзаконных актов. Многие нововведения внедрялись в директивном порядке, несмотря на то, что существовала обязанность учитывать мнение экспертного совета. Его членов избирали на конференциях профучастников, которые раз в два года проводил Институт фондового рынка и управления (ИФРУ). ФСФР придерживается более высокой прозрачности. В состав рабочих групп, генерирующих новые документы, обычно входят представители заинтересованных организаций, а проекты постановлений заблаговременно вывешиваются на сайте службы. Кроме того, сформированы два совещательных органа - советы по корпоративному управлению и коллективным инвестициям.
ФСФР приостановила одной из первых постановление ФКЦБ о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. В дальнейшем в документ было внесено много правок: изменены требования к площадкам, их участникам, котируемым бумагам и эмитентам. Затем ФСФР поставила под вопрос дальнейшее существование финансовых консультантов на фондовом рынке. Подпись финконсультанта под проспектом эмиссии якобы повышала надежность размещаемых бумаг, поскольку как бы подтверждала достоверность раскрываемой информации. На практике этот институт позволял нескольким организациям неплохо зарабатывать, в то же время ничего не гарантировал покупателям ценных бумаг эмитента. С мая 2004 года компании вправе сами решать, есть ли смысл нанимать таких дорогостоящих специалистов или нет.
Также ФСФР переписала Постановление ФКЦБ «О специалистах рынка ценных бумаг», вызывавшее у брокеров и их коллег массу негативных эмоций. Первоначальный вариант вводил обязательную регулярную переподготовку всех аттестованных специалистов. Служба отменила принудительную переаттестацию, к тому же разрешила профучастникам оформлять в штат меньше сотрудников с профильными «корочками».
В конце прошлого года были внесены поправки в законы о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах, которые приблизили процедуру российского IPO к международным стандартам. Очередной вклад ФСФР в борьбу за эмитентов - возможность проводить первичное размещение одновременно в России и за рубежом. Но для бумаг, выводимых на международные площадки, установлена 70-процентная квота от общего объема предложения. Внесены правки в положение по организации торговли на рынке ценных бумаг, предусматривающие введение на российских биржах котировального списка специально для эмитентов, впервые размещающих акции, что тоже упрощает процедуру IPO.