Векселя
Наиболее широкое применение в настоящее время нашли векселя различных железнодорожных и энергетических предприятий .
В стране насчитывается 19 железных дорог , каждая из которых эмитирует векселя . Предприятия железной дороги , как и предприятия других отраслей сильно страдают от неплатежей . Эту проблему они решают с помощью выпуска векселей . Нужно сказать , что популярность векселей предприятий железной дороги обусловлена следующими особенностями : государственный контроль над железными дорогами, ограничивающий возможность эмиссии, статус естественной монополии, широкая и неспециализированная по сравнению с другими видами транспорта клиентура. Из векселей предприятий энергетики большое хождение имеют векселя региональных энергосистем (векселя “Сибирьэнерго”, Ленинградской АЭС и т.д.) , векселя РАО “Единой Энергетической Системы”, ЭРКО-трейдинг, Энергоатомфинанс. Последние два векселя эмитированы при содействии Росэнергоатом, и конечными их получателями выступают атомные электростанции.
Хотя в основном данные векселя носят в основном “товарный“ характер, обращаются по определенным схемам, и принимаются в основном на основании дополнительных соглашений, возможно их приобретение на вторичном рынке . Дисконты на данные векселя составляют в среднем 20-40 процентов , что позволяет также экономить определенные суммы по оплате принимающим энергетическим организациям, в счет погашения задолженности по тарифам за электроэнергию, а также возможна расплата данными векселями с поставщиками продукции, которые также смогут их предъявить в счет оплаты за электроэнергию. Движение железнодорожных и энергетических векселей по цепочке обеспечивается строгой договоренностью между участниками. В противном случае , если первый акцептант не уверен, что второй участник примет вексель в качестве оплаты и так далее, он никогда не согласится участвовать в подобной операции.
В последнее время появилось огромное количество компаний специализирующихся на работе с векселями, помимо банковских вексельных центров , операциями занимаются различные учетно-вексельные дома и различные финансовые компании, ранее специализировавшиеся на работе с корпоративными бумагами . В Кировской области котировкой векселей занимаются БФК “Вятка-инком” и Вятская Управляющая Компания.
Приведем примерную схему использования таких векселей. К примеру железнодорожному предприятию понадобилась какая-либо продукция. Поставщик готов принять вексель, так как получит возможность рассчитываться им за услуги железной дороги. Кроме того, векселя достаточно ликвидны и практически всегда акцептуются . При необходимости реализации векселя поставщик обращается к оператору рынка, например в БФК “Вятка-Инком”. Последний соглашается купить вексель но с некоторым дисконтом, соответствующим рыночной коньюктуре. Обычно данный дисконт составляет 20 процентов, но может колебаться от 10 до 50 процентов в зависимости от конкретной железной дороги, объема, срока погашения векселя, наличия гарантийных писем. Далее БФК просит какого либо участника вексельного обращения приобрести векселя данной дороги. В настоящее время потенциальными покупателями часто выступают финансово-промышленные группы, крупные перевозчики по железной дороге : промышленные предприятия, оптовые фирмы, профессиональные транспортные компании. В свою очередь, покупатели данных векселей , приобретая вексель также с определенным дисконтом, предъявляют их конечному акцептанту - железной дороге, в счет погашения задолженности или плановых платежей за железнодорожные тарифы , по номиналу. На данной операции предприятие имеющее большие объемы перевозок по железной дороге может сэкономить до 40 процентов от платежа, что может значительно отразится на ценах на отгружаемую продукцию , в сторону увеличения ее конкурентоспособности. Ряд предприятий почувствовав всю выгоду от данных операций , уже само обращается к профессиональным участникам, работающим с векселями данной дороги, отдавая приказы на покупку конкретных векселей с необходимыми параметрами. Аналогично действует и цепочка по векселям предприятий энергетики .