Понятие РЦБ
Например международных рынков на западе:
рынки евро-облигаций, евроакций, еврокоммерческих ценных бумаг.
Центры международных РЦБ:
Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио.
Национальные рынки-
охватывают торговлю резидентов между собой (ценными бумагами, выпущенными как резидентами, так и нерезидентами, с номиналами, выраженными как в ин., так и в нац валюте). Движение капиталов между странами на нац. рынке не происходит.
На региональных рынках
возникает относительно замкнутый оборот по поставке и потреблению денежных капиталов предприятиями и населением внутри региона.
Регионализм
присущ прежде всего неразвитым РЦБ, с плохими коммуникациями, с отсутствием признанных страновых центров торговли ценными бумагами.
Например
в России относительно обособленными являются центральный, уральский, поволжский, северный, сибирский и дальневосточный РЦБ.
Структура РЦБ:
1. субъекты рынка
2. собственно рынок ( биржевой, внебирж., фондовый)
3. органы гос. регулирования
4. саморегулирующиеся организации
5. инфраструктура рынка:
¨ правовая
¨ информационная
¨ депозитарная и расчетно-клиринговая
¨ регистрационная сеть
Субъектами РЦБ являются:
1, эмитенты
: гос-во в лице уполномоченных им органов или юр. лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства.
2, инвесторы:
граждане или юр. лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав.
3, профессиональные участники РЦБ:
юр. лица и граждане, осуществляющие виды деятельности признанной профессиональной на РЦБ (дилер, брокерская депозитарная, расчетно-клиринговая и т. д.) деятельность по ведению реестров.
2).
П
ервичный рынок – р
ынок первых и повторных эмиссий ( выпусков ) цен.бумаг, на котором осуществляется их нач. размещение среди инвесторов .
Механизм первич. РЦБ
Предложение |
Спрос |
Формирование предложения |
Формирование спроса |
эмитенты |
инвесторы |
- потребность в деньгах - выбор видов, типов, категорий ценн. бум. - определение объема выпуска и цены эмитируемых ценных бумаг |
- наличие денег для инвестир-я - выбор видов, типов, категорий ц. б. и компаний эмитентов - определ-е V спроса на ц. б. и цены спроса категорий ц. б. |
Про эмитентов: в СМИ, баланс, проверка.
Существуют 2 формы первичного РЦБ:
1. частная – размещение ц. б. ограниченных количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи. (преобладает в России)
2. Публичное предложение – распределение ц.б. предприятия между инвесторами не больше. (размещение ц. б. путем объявления продажи неограничен. кол-ву инвесторов)
Вторичный рынок –
рынок, на котором обращаются
ранее эмитированные на первичном рынке ц.б.
МЕХАНИЗМ вторичного РЦБ
Предложение |
Спрос |
Формирование предложения |
Формирование спроса |
продавцы |
покупатели |
- мотивы продажи - определ-е V продажи и цены предложения |
- мотив покупки - определ-е V покупки и цены спроса |
Вторичный РЦБ
подразделяется на:
- биржевой
- внебиржевой (уличный)
Биржевой рынок
представлен фондовыми биржами.
Механизм создания фондовой биржи:
1. брокеры за свой счет создают биржу
2. аппарат биржи формир-ся из наемных служащих, обеспечивающих биржевые торги
3. биржа никогда сама не торгует, она лишь организует торги
4. биржа – некоммерческая организация, существующая за счет сборов брокеров
Биржа –
орган, созданный брокерами и необходимый им для систематизации своей деятельности по особым правилам.
Самая крупная в РФ – ММВБ – Московская межбанковская валютная биржа.
Внебиржевой рынок.
В западной практике через этот рынок идет большинство первичных размещений, а также торговля ценными бумагами худшего качества.