С чего начинается... маркетинг?
Данная статья посвящена вопросам: с чего начинается управление деятельностью компании, ориентированной на маркетинг? маркетинговые исследования силами внутреннего отдела или консалтинговой компании?
Совсем недавно на большинстве украинских предприятий не было отделов маркетинга. Отчасти, это связано с довольно распространенным мнением, что маркетинговая деятельность целесообразна только при насыщенном рынке. Да, это так, если рассматривать маркетинг как орудие в конкурентной борьбе. При более широком подходе при любой насыщенности рынка маркетинговые мероприятия способны взаимовыгодно корректировать поведение на нем производителей и потребителей.
В современных экономических условиях в Украине маркетинг имеет ряд особенностей:
отсутствует должное внимание к вопросам стратегического маркетинга;
недостаточен анализ конкурентоспособности продукции и потребности в ней;
несбалансировано соотношение усилий по продвижению продукции.
Тем не менее, даже в наших условиях хозяйствования возможна успешная маркетинговая деятельность, если ее рассматривать как философию руководства компанией.
Управление работой предприятия, ориентированного на маркетинг, начинается с принятия концепции маркетинга, характеризующей цель его функционирования. Определены следующие основные концепции, в соответствии с которыми компании осуществляют маркетинговую деятельность [1, 2]: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция чистого маркетинга, концепция социально-этичного маркетинга, концепция международного маркетинга.