Проблемы российской платёжной системы
Устойчивое функционирование платежной системы имеет важнейшее значение для обеспечения финансовой стабильности.
Функционирование платежной системы непосредственно связано с кредитными рисками и рисками ликвидности для экономики в целом.
Более чем в 40 странах мира действуют платежные системы, обеспечивающие прохождение платежей в режиме реального времени (см. таблицу 5). Российская платежная система не обеспечивает этих условий.
Таблица 5.
Перечень стран, в которых действуют системы валовых расчетов
в режиме реального времени
Армения |
Франция |
Мальта |
Южная Корея |
Австралия |
Германия |
Мексика |
Испания |
Австрия |
Греция |
Новая Зеландия |
Швеция |
Бахрейн |
Гонконг |
Норвегия |
Швейцария |
Беларусь |
Венгрия |
Польша |
Таиланд |
Бельгия |
Ирландия |
Португалия |
Нидерланды |
Колумбия |
Италия |
Сауд. Аравия |
Антильские о-ва |
Чехия |
Япония |
Сингапур |
Турция |
Дания |
Иордания |
Словения |
Великобритания |
Финляндия |
Люксембург |
Южная Африка |
США |
Источник: Core principles for systemically important payment system. – Financial Stability Review. June 2000.
Одним из основных принципов стабильности платежной системы является наличие проработанной юридической базы платежной системы. Стандарты финансовой стабильности в отношении платежных систем обращают внимание на важность законодательного закрепления требования об иммунитете средств в расчетной системе, в том числе на случай банкротства участников платежной системы. В России сегодня не существует законодательной основы функционирования платежной системы и ответственности ее участников. Все регулирование платежной системы в России основано на нормативных актах Банка России, на что справедливо обращается внимание в Красной книге по платежной системе в России, подготовленной Банком международных расчетов совместно с Банком России. Отсутствие законодательных норм, регулирующих основы функционирования российской платежной системы, в настоящее время является наиболее существенным риском платежной системы. Недостаточно проработанная юридическая база платежной системы может привести к возникновению или увеличению кредитного риска или риска ликвидности. Поэтому требуется принятие Федерального закона, устанавливающего законодательные основы функционирования платежной системы Российской Федерации.
Кроме того, должны быть установлены меры, направленные на возможность обеспечения платежей в системе со стороны оператора платежной системы, и меры имущественной ответственности. Это касается как системы валовых расчетов в режиме реального времени, так и системы с обработкой платежей на клиринговой основе. В последнем случае существуют дополнительные юридические проблемы, связанные со сложностью определения сторон по обязательствам при осуществлении многостороннего клиринга, а также последствий неисполнения обязательства одним из участников клиринга.