Производные ценные бумаги: их роль и значение для россии
В США, отличающихся высоким уровнем развития ипотечного рынка, значительную роль в его секъюритизации сыграли государственные агентства: Государственная национальная ипотечная ассоциация (GNMA), Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA), Федеральная корпорация по ипотечному жилищ ному кредитованию (FHLMC). В результате получил развитие вторичный рынок ипотечных ценных бумаг, который сейчас в значительной мере определяет динамику мирового рынка производных финансовых инструментов [10, с.21].
Одним из способов содействия процессам секъюритизации в российской экономике могла бы стать отмена налога на операции с ценными бумагами, однако пока такая возможность только обсуждается.
Для государственного регулирования рынка производных ценных бумаг важно в первую очередь оформить законодательную базу для операций с деривативами поскольку по действующему законодательству эти операции считаются сделками, пари и, следовательно, их судебная защита отсутствует Рынок деривативов является, как показано выше, потенциальным источником повышенных рисков, поэтому требует значительного государственного регулирования.
. Существует мнение, что закон о производных финансовых инструментах вообще не нужен, достаточно внести необходимые изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации [1] и банковское законодательство. Ключевая задача в данном случае - обеспечение судебной защиты по операциям со срочными сделками [10, с.21]. Поэтому, необходимо, чтобы в законодательном порядке были решены проблемы, связанные с развитием срочного рынка в России [1]. Не решена в России и проблема текущего регулирования рынка деривативов, поскольку государственные органы не могут поделить «сферы влияния». Позиция одних заключается в том, чтобы регулирование рынка осуществлялось одним органом, других - выбор органа регулирования должен зависеть от рынка базовых активов. Согласно последней позиции, Министерство по антимонопольной политике должно регулировать рынок товарных деривативов, ЦБ - валютных. а Федеральная комиссия по ценным бумагам - прочих производных финансовых Инструментов. У этого подхода есть свои преимущества, поскольку каждое ведомство сможет более профессионально регулировать свою сферу. Однако он действен до тех пор, пока сохраняется сегментация финансовых рынков в России. Как только начнет происходить их активная интеграция (в том числе и через рынок производных ценных, бумаг), появится необходимость комплексного регулирования рынка деривативов.
Актуальное направление регулирования операций с деривативами - регулирование сделок с нерезидентами. Судя по высказываниям первого заместителя председателя Центрального банка О. Вьюгина в августе 2003, г., ЦБ рассматривает деривативы как потенциальный внешний источник, угрожающий нестабильностью российской экономике. Опыт 1998 г. свидетельствует, что производные ценные бумаги могут быть источником привлечения в экономику спекулятивного иностранного капитала, внезапный вывод которого может повлечь за собой еще более значительный отток капитала. Кроме того, деривативы могут использоваться как один из каналов, используемых резидентами для вывода капитала из страны. По данным компании Morgan Stanley, внешний рынок российских производных финансовых инструментов растет. С февраля 2002 г. по февраль 2003 г. объем торгов в Лондоне по рублевым форвардным контрактам без поставки увеличился с 5 до 110 млн. долл. [10, с.22]. С одной стороны, нет смысла ограничивать едва зарождающийся рынок, с другой - представляется малообоснованным снятие ограничений, когда очевиден значительный приток спекулятивного капитала в экономику, находящуюся в сложной ситуации, как это было весной и летом 1998 г.
Российский рынок деривативов пока не представляет системной угрозы для экономики, как например в развитых странах, из-за его незначительных размеров. Однако отдельные угрозы в перспективе реальны. Одна из них может прийти извне, как это произошло в 1998 г. Другая - образование спекулятивных «пузырей» на российском рынке производных финансовых инструментов. Такие «пузыри» периодически возникают на мировых финансовых рынках. Яркий пример - американский рынок акций до 2001 Г., подобным «пузырем» может оказаться и нынешний рост спроса на ипотеку в США.
Поэтому необходимо четко определить те направления, по которым развитие рынка деривативов в России действительно было бы полезным. На наш взгляд, они включают в себя, во-первых, развитие рынка срочных товарных контрактов. Это позволит определять объективные цены на стратегически важные для экономики товары, регулировать эти цены рыночными методами со стороны государства, а также перераспределять риски, перенося их на участников рынка. Во-вторых, эффективному выполнению российской финансовой системой основных своих посреднических функций будет способствовать развитие процессов секъюритизации. Здесь можно использовать наиболее удачны.: примеры из мирового опыта, в частности, кредитные деривативы, в таких сферах, как кредитование отдельных отраслей промышленности, ипотечное кредитование и др.