Состояние вексельного рынка россии

Бурное развитие вексельного рынка в России, наблюдаемое в последние два-три года, во многом определяется кризисным состоянием народного хозяйства. Гипертрофированная форма вексельного обращения — это следствие целого ряда кризисных явлений.

Во-первых, это кризис го­сударственных финансов, проявляющийся в стремлении органов власти разного уровня (федерального, субъектов феде­рации, местного) использовать различные денежные суррогаты для покрытия бюджетного дефи­цита. томат алсу Так, например, в 1995-1996 гг. Министерство финансов в качестве инструмента расчетов с государственными предприяти­ями широко применяло казначей­ские обязательства. Международ­ный Валютный Фонд подверг кри­тике денежные власти России за масштабную эмиссию казначей­ских обязательств, указав, что происходит накачивание в народ­ное хозяйство страны квази-денег. Министерство финансов в принципе с критикой МВФ согла­силось и свернуло выпуск казна­чейских обязательств. Однако в 1996 г. Министерство финансов стало активно применять схему гарантий коммерческим банкам по вексельным кредитам для полу­чателей бюджетных средств.

В этом случае роль замени­телей денег стали играть векселя коммерческих банков. Некото­рые коммерческие банки, явля­ясь агентами правительства в рамках программы вексельного кредитования получателей бюд­жетных средств, не устояли пе­ред искушением массированного вексельного кредитования вне рамок государственной програм­мы. Вот как комментирует сло­жившуюся ситуацию директор Департамента ценных бумаг и финансовых рынков Министерства финансов РФ Б.И. Златкис: "Если банк продавал векселя, как про­давал Тверьуниверсалбанк, в нео­граниченных количествах, что, к сожалению, имеет место и с це­лым рядом других банков, то Ми­нистерство финансов, конечно, не собирается и не будет нести от­ветственность по этим векселям".[2]

На рынке обращается и не­мало просто фальшивых вексе­лей, где векселедателем или ава­листом является Министерство финансов. В настоящее время в обращении находятся фальшивые векселя, выданные от имени фе­дерального казначейства Север­ной Осетии и Дагестана, на сумму в 7 трлн руб.[3] Свою лепту в хаотичное развитие вексельного рынка внесли субъекты федера­ции, эмитируя различные замени­тели денег, в том числе векселя.

В последнее время некото­рые субъекты федерации высту­пили с идеей создания бездоку­ментарных векселей (отечествен­ное ноу-хау). Концепцию бездо­кументарных векселей Б. И. Златкис охарактеризовала следующим образом: "Салат из зеленого лука с фруктовым салатом из анана­са . Там кусок ГКО, там слова из какого-то вексельного права, там компьютерная система 3-4-летней давности".[4] Следует отме­тить, что МВФ в очередной раз отреагировал на состояние laissez-faire вексельного рынка, на­стоятельно рекомендовав России в этом году ограничить заимство­вания субъектов федерации 30% собственных доходных источни­ков, а стоимость обслуживания этого долга 15% доходов.

Во-вторых, негативное влия­ние на вексельное обращение оказало ограничение кредитных возможностей коммерческих бан­ков, значительная часть которых находится в стадии "умирания". Банки в значительной степени прекратили кредитование торго­вого капитала, и отсутствие "жи­вых" денег в торговом и произ­водственном обороте хозяйству­ющие субъекты стали компенси­ровать с помощью активного вне­дрения в хозяйственный оборот коммерческих векселей.

В-третьих, существенное вли­яние оказывает стремление ог­ромной массы "черных" денег легализоваться любыми способа­ми, и вексель в силу присущей ему абстрактности весьма для этого удобен. Ситуация усугубля­ется еще и тем, что Федераль­ное Собрание никак не может принять Закон о борьбе с отмыванием нелегально полученных доходов (во многих странах с ме­нее криминализованной экономи­кой, например, в Великобритании такие нормативные акты приня­ты и работают достаточно дав­но).

В-четвертых, несовершенное и неэффективное законодатель­ство делает вексель удобным инструментом для легального ухо­да от налогообложения юридичес­ких и физических лиц.

Есть еще одно важное об­стоятельство, стимулирующее вексельную эмиссию в России: сжатие денежного агрегата М2 по отношению к валовому внут­реннему продукту (ВВП) до та­кого объема, когда все хозяй­ствующие субъекты, от государ­ства в лице Министерства фи­нансов до небольшого предпри­ятия, являющегося звеном в цепи дебиторов, испытывают парализующий их деятельность денежный голод.

М2 — денежный агрегат, включающий наличные деньги (вне банков) и безналичные средства. На 1 июля 1996 г. денежная масса (М2) составляла 266,9 трлн руб., в том числе наличные день­ги МО — 104,4 трлн руб.

Сравнение параметров коэф­фициента монетизации экономи­ки в России и за рубежом ярко высвечивает проблему "финансо­вого голода" нашего) народного хозяйства: в Германии этот по­казатель составляет 66%, в США — 68%, во Франции — 90%, в Великобритании — 90%, в Ки­тае — 80%, а в России только 15%. Таким образом, грандиозная по масштабам вексельная эмис­сия (только банковских векселей в 1996 г. было выпущено на об­щую сумму в 140 трлн руб.) — это стремление хозяйственного механизма удовлетворить "денеж­ный голод" пусть даже с помо­щью заменителей денег.

Перейти на страницу: 1 2

 

Последние материалы

Популярные темы

Как прожить без денег?
 
Сейчас на сайте 19 человек