Государственные краткосрочные бескупонные облигации.
Обращение ГКО в России регламентируется "Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993г. №107 Совета Министров.
Создание рынка ГКО решает следующие задачи:
- финансирование бюджета из неинфляционного источника (привлечение финансовых ресурсов с рынка);
- определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка ГКО определяется рынком);
- установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков;
- предоставление участникам рынка высоконадёжного, высоколиквидного инструмента для размещения свободных финансовых ресурсов;
- предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на "открытом рынке";
- организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих значительные слои инвесторов;
- внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и депозитарного учёта.
ГКО являются высоконадёжным финансовым инструментом, так как являются государственными обязательствами. ГКО обращаются в безбумажной форме - в виде записей на счетах владельцев, что резко сужает круг возможных махинаций, исключает возможность краж и подделок.
Все облигации являются именными. Облигации выпускаются на срок 3 и 6 месяцев. Эмиссия облигаций осуществляется периодически в форме отдельных выпусков.
Каждый выпуск производится, как правило, один раз в месяц. ГКО всех выпусков имеют одинаковую номинальную стоимость 100 тысяч рублей. Цены на облигации устанавливаются в процентах к номиналу с точностью до 0,01%. Облигации размещаются с дисконтом, то есть по цене ниже номинала.
Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации и ценой покупки. Так как доход по ГКО приравнен к доходу по процентам по государственным ценным бумагам, то он не облагается налогом.
При совершении сделок с ГКО с покупателя взимается налог на операции с ценными бумагами в размере 0,1% от величины сделки.
Реальная доходность от вложений в ГКО определяется с учётом размеров налогообложения субъектов инвестирования: для банков 30%, для небанковских организаций - 32%. Следовательно, при прочих равных условиях доходность по ГКО для небанковских организаций несколько выше. В капиталистически развитых странах реальные доходы по ГКО не превышают 6-7%.
На сегодняшний день рынка ГКО фактически не существует. 14 августа правительство приостановило выплаты по ГКО и ОФЗ, что стало одной из причин кризиса в августе 1998г. По данным Доклада, подготовленного сотрудниками Департамента финансовой политики МЭКа (Межгосударственного Экономического Комитета) и Исполнительной дирекции МВК (Межгосударственного Валютного Комитета) под редакцией д.э.н. Д.А. Чегодаева на основании материалов Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Межгосударственного статистического комитета СНГ, министерств экономики, финансов и Центрального Банка Российской Федерации и публикаций в средствах массовой информации, причинами кризиса явилось то, что:
· Правительство проглядело смену экономических фаз и не смогло (или не захотело) скорректировать систему экономических регуляторов;
· Правительство не увидело специфики настоящего кризиса, приняв его за классический “кризис бюджетных дефицитов”. В результате меры, примененные им, были направлены на реструктуризацию внутренних обязательств, а не на приведение к реальности завышенной системы цен, эти обязательства спровоцировавшие;