Облигация как объект гражданских прав

Согласно ст. 136, «Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение указанного в ней вознаграждения (интереса), рассчитанного от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.»[33]

Наиболее распространены государственные облигации (ГКО)

Серьезным препятствием для развития рынка негосударственных долговых ценных бумаг является отсутствие закрепленных законодательным образом реальных гарантий возврата инвестированных в эти бумаги денежных средств, несовершенство норм законодательства относительно порядка обращения долговых ценных бумаг и регистрации прав на них, что во многом обусловлено недостаточным либо неправильным пониманием правовой природы, функций и форм долговых ценных бумаг.

Под "долгом" в широком смысле понимается определенная обязанность должника выплатить установленную сумму денег или передать определенную вещь (определенные вещи), выполнить определенную работу, предоставить определенные услуги. Если под долговой ценной бумагой, как отмечалось ранее, понимается в том числе подтверждение права на получение имущественного эквивалента денег или иное имущественное право, то очень просто можно сделать вывод о том, что долговой ценной бумагой является, например, складское (простое или двойное) свидетельство, подтверждающее принятие товаров на хранение и право на распоряжение этими товарами. Долговой ценной бумагой также можно признать вексель и чек, если понятие долговой ценной бумаги трактовать в широком смысле слова. Однако при этом подходе одним понятием объединяются виды инструментов, обращающихся на различных рынках: товарном, рынке (эмиссионных) ценных бумаг и денежном рынке как сфере платежей и расчетов. На наш взгляд, это нецелесообразно с точки зрения государственного регулирования, так как, несмотря на существование общих правил к передаче ценных бумаг и исполнению обязательств по ним, все же существенно различаются нормы относительно выпуска, условий и порядка осуществления сделок и погашения различных видов ценных бумаг. О нецелесообразности такого широкого подхода к определению долговой ценной бумаги свидетельствует и мировой опыт.

Категорию долговых ценных бумаг, по нашему мнению, правильно было бы ограничить лишь объектами рынка эмиссионных ценных бумаг, что, кстати, имело место в первоначальной редакции определения понятия "эмиссия", которое содержится в статье 2 Закона Республики Казахстан от 5 марта 1997 г. "О рынке ценных бумаг"

В этой редакции эмиссия понималась как выпуск и размещение эмиссионных ценных бумаг с целью формирования уставного капитала или привлечения заемных средств. А поскольку единственным видом эмиссионных ценных бумаг выпускаемых в соответствии с казахстанским законодательством для формирования уставного капитала, в настоящее время являются лишь акции акционерных обществ (ст. 88 ГК, ст. 15 и 16 Закона РК от 10 июля 1998 г. "Об акционерных обществах"), то другие виды эмиссионных ценных бумаг, признаваемые казахстанским законодательством, можно было отнести к долговым, гак как они служат для формирования заемных средств. Однако вышеназванным законом слова, относящиеся к цели выпуска эмиссионных ценных бумаг, были, на наш взгляд, необоснованно исключены. В результате этого важный критерий для определения долговых ценных бумаг остался фактически без законодательного оформления.

Если говорить о негосударственных долговых ценных бумагах, то на данный момент таковыми прямо названы лишь облигации. Остальные виды инструментов, которые могут быть объектами рынка ценных бумаг, должны быть признаны ценными бумагами уполномоченным органом в установленном законодательством порядке. Насколько нам известно, законодательство не содержит четких условий, при которых могут быть введены в обращение новые виды ценных бумаг, в том числе и долговых. В этих условиях четкое определение стандартов (признаков) долговых ценных бумаг было бы целесообразным с тем, чтобы не допустить обращения на рынке ценных бумаг инструментов сомнительного происхождения и качества. Это также важно для того, чтобы уполномоченный государственный орган при признании какого-либо документа ценной бумагой исходил из необходимости избегать необоснованного введения в оборот таких видов ценных бумаг, которые бы попросту дублировали уже существующие виды. Казахстанская практика уже знает некоторые прецеденты, однако едва ли все они являются удачными.

Перейти на страницу: 1 2

 

Последние материалы

Популярные темы

Как прожить без денег?
 
Сейчас на сайте 19 человек