Введение
Ценные бумаги всегда являлись и являются разновидностью объектов гражданских прав (движимыми вещами), а действия по их отчуждению или иной передаче - гражданско-правовыми сделками. Таким образом, "рынок" ценных бумаг, как и его предпосылки и результаты, регламентируется главным образом гражданским законодательством: как его общими правилами, так и нормами, специально посвященными ценным бумагам. Необходимость определенного государственного (публичного) контроля над действиями участников рынка ценных бумаг и их правильным оформлением вызывает к жизни некоторые правила организационно-технического характера, по своей юридической природе являющиеся административно-правовыми. Однако эти последние должны базироваться на общих положениях гражданского законодательства о ценных бумагах, устанавливая известные рамки поведения участников, но, не определяя его основное содержание.
К сожалению, формирование и современное функционирование отечественного рынка ценных бумаг было и остается достаточно далеким от элементарных требований сколько-нибудь грамотного законодательства. Публичная власть и здесь допустила создание "дикого рынка", а попытки его правового регулирования осуществлялись с помощью подзаконных нормативных актов, которые в подавляющем большинстве отличались удручающе низким юридическим уровнем, свидетельствовавшим о полном правовом невежестве их создателей. Важно отметить, что недоработки и ошибки в законодательстве для сферы оборота ценных бумаг имеют неизбежным следствием многочисленные мошенничества и аферы, а также порождают конфликты и споры, неразрешимые по правилам формальной логики, что нередко ставит в тупик и правоприменительную практику.
Все эти проблемы и делают институт ценных бумаг столь привлекательным для изучения и исследования. Большое количество именитых российских юристов посвятило свои труды данной теме, высказав в них весьма неоднозначные и часто исключающие друг друга взгляды.