Привлекательная идея
Несмотря на то что в теории наиболее желательным видом операций для исламских банков является долевое финансирование проектов, в реальности большая часть портфеля активов приходится на краткосрочное финансирование торговых сделок, при котором банк получает прибыль за счет наценки за обслуживание (мурабаха). Концентрация на краткосрочных активах нежелательна не только потому, что не создает достаточных стимулов долгосрочного экономического развития, но и потому, что подозрительна с религиозной точки зрения: операция мурабаха во многом напоминает процентную ссуду
По мнению экспертов, причина кроется в недостаточном развитии вторичного финансового рынка. Активный рост в последние годы исламского рынка акций, бурное развитие исламских инвестиционных фондов и появление новых финансовых инструментов создают предпосылки для перемен.
Сейчас исламские банки предлагают краткосрочные инструменты с доходностью пять-шесть процентов. В перспективе же осуществить „квантовый скачок", перейдя к средне- и долгосрочным продуктам с доходностью в пятнадцать, двадцать и даже тридцать процентов в сфере проектного финансирования и рискового капитала.
По мнению многих специалистов, из опыта исламских банков западная финансовая система может извлечь для себя важный урок: эгоистические интересы банковского сообщества не должны становиться удавкой на горле реального сектора, а решения о финансировании проектов должны приниматься не на основе предвкушения призрачной спекулятивной сверхприбыли, а на основании ответственной оценки перспектив его прибыльности. Авторитетный орган западных деловых кругов журнал Economist писал по поводу исламской финансовой операции мушарака (участие банка в прибылях и убытках предприятия): «Некоторые люди на Западе находят эту идею привлекательной. Она дает тому, кто предоставляет деньги, сильный стимул удостовериться, что при помощи своих денег он создает действительно нечто ощутимое. Как жаль, что западные банки не имели такого стимула, когда принимали многие из своих решений об инвестициях на протяжении 70-х и 80-х годов. Мушарака также подчеркивает разделение ответственности между всеми пользователями денег.
Коммерческие нормы шариата не придуманы богословами. Они лишь кодифицировали те из существовавших в докоранические времена деловых процедур, которые были признаны морально приемлемыми. Правда, в наше время далеко не все финансовые структуры Ближнего Востока оперируют с оглядкой на шариат. Королевские семьи Саудовской Аравии и Кувейта размещают свои капиталы на западных финансовых рынках, крупнейшие арабские финансово-промышленные группы используют западные методы бизнеса. Финансовые учреждения западного типа появились в исламских странах е конце прошлого века — в основном как отделения крупных банков европейских метрополий. Однако их деятельность ограничивалась в основном экспортно-импортными операциями иностранных компаний. Местное торговое сообщество из националистических и религиозных соображений избегало услуг западных банков. Процессы модернизации в экономике заставили бизнесменов-мусульман открывать текущие счета в банках для проведения расчетов, однако многие из них по-прежнему отказывались делать процентные депозиты и брать кредиты. Поэтому с конца 40-х годов ряд исламских экономистов начинает теоретическую разработку финансовой модели «исламского капитализма», исключающей ссудный процент.
Конкретная история исламского банковского дела берет начало в 60-е годы. Первый исламский сберегательный банк был основан в 1963 году в Египте, но просуществовал он недолго.
В 70-е годы развернулась практическая работа по созданию исламских финансовых институтов. В 1974 году Организация исламских государств приняла решение о создании межгосударственного Исламского банка развития, для того чтобы финансировать экономические и социальные программы на основе принципов шариата. В 1975 году был создан коммерческий Dubai Islamic Bank. Среди центральных фигур, которые стояли у истоков становления исламских банков, следует назвать члена королевской семьи Саудовской Аравии принца Мохамеда аль-Фейса-ла, ныне главу группы Faisal Finance/DarAI Mal, а также шейха Салеха Камеля, основателя группы Albaraca. В 1977 году два банка группы Faisal открылись в Египте и Судане. В 1979 году был основан первый в Бахрейне исламский банк.