Функции Банка России на рынке ГКО
Банк России выполняет на рынке ГКО следующие функции:
¨ агента Министерства финансов по обслуживанию выпусков облигаций;
¨ Дилера;
¨ контролирующего органа.
Выполняя функции агента, Банка России устанавливает требования к Торговой, Расчетной системам, Депозитарию и субдепозитариям; устанавливает требования к дилерам и определяет их количественный состав; устанавливает правила торгов и проводит аукционы по первичной продаже облигаций; осуществляет погашение облигаций.
Как дилер Банк России осуществляет куплю-продажу облигаций на вторичном рынке от своего имени и за свой счет; обладает правом делегирования своих дилерских полномочий территориальным отделениям; осуществляет сбор и исполнение заявок инвесторов.
Как контролирующий орган Банк России имеет право: получать полную информацию о ходе торгов облигациями; об остатках на счетах дилеров в депозитарии и инвесторов в субдепозитариях; приостанавливать операции любого дилера с облигациями. При этом Банк России не может использовать при осуществлении собственных операций полученную в ходе контроля информацию или передавать ее третьим лицам.
Кроме того, Банк России может осуществлять на условиях, согласованных с Министерством финансов РФ, дополнительную продаже на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций в течение срока их обращения.
Банк России может приобретать облигации от своего имени и за свой счет на первичном аукционе у Министерства финансов РФ. Это происходит в двух случаях:
а) при предоставлении Министерству финансов РФ прямого краткосрочного кредита в виде покупки облигаций;
б) при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения облигаций.
В обоих случаях ГКО приобретаются по средневзвешенной цене аукциона и в пределах лимита определенного законодательными органами для кредитования федерального бюджета.
2. Значок ГКО: готов к ответу по бюджету
Если в период своего становления рынок ГКО всецело зависел от тенденций, складывавшихся на других сегментах финансового рынка, то к лету 1995 г. это взаимодействие было двусторонним. В условиях быстрого роста емкости рынка ГКО переток средств между различными сегментами финансового рынка стал очевиден. Перед проведением аукционов на рынке ГКО на валютном рынке активизировались продавцы, на рынке МБК испытывался крайний дефицит предложения ресурсов, что вызывало пост процентных ставок, которые перед этим достаточно стабильно снижались. Это объяснялось тем, что значительные суммы рублевых средств направлялись на очередные аукционы по ГКО, ибо в условиях умеренно предсказуемого роста валютного курса и устойчивой тенденции к понижению процентных ставок рынок ГКО становился очень привлекательным для инвесторов.
Конечно, в росте привлекательности рынка ГКО ясно просматривается их спекулятивная принадлежность, т.е. эти средства изначально не были ориентированы на производительное потребление. Но нелепо оспаривать преимущества, возникающие в связи с перераспределением капиталов (которые все равно не направляются на производственные нужды) в пользу использования их в государственных целях. И хотя следует осознавать, что государство направляет эти капиталы на латание дыр в бюджет, а не на производственные инвестиции в экономику, по всей видимости, это единственный реальных способ обеспечить их должное применение.
Конечно, вопрос о целесообразности массированной эмиссии государственных облигаций на российском денежном рынке весьма сложен. В условиях слабой привлекательности прямых инвестиций в производственную сферу перераспределения средств через федеральных бюджет может быть альтернативой прямому проектному финансированию. С другой стороны, сохранение высокой доля средств, перераспределяемых через бюджет, способствует консервации застойных явлений в производстве и нарастанию иждивенческих настроений у товаропроизводителей.