Классификация ценных бумаг.
Коммерческие организации, размещая облигации и иные долговые обязательства, обязуются выплатить их нарицательную стоимость. В США наиболее часто облигации выпускаются с нарицательной стоимостью в размере 1000 долларов. Тем не менее на рынке встречаются облигации с номиналом 10 000 долларов, 500 и даже 100 долларов. Облигации, стоимость которых составляет менее 1000 долларов, называют облигациями с низкой ценой. Соответственно облигации со стоимостью свыше 1000 долларов называют дорогими облигациями. Банки обычно предпочитают облигации большого номинала, поскольку по ним удобнее платить проценты. Котировка облигаций дается в процентах от их номинальной стоимости.
Возврат денег по облигациям осуществляется в определенное
время, которое называется датой погашения. Частные облигации обычно выпускаются на срок от 10 до 40 лет и более. Наиболее распространены облигации, выпускаемые на период от 20 до 30 лет. Облигации со сроками обращения до 5 лет считаются краткосрочными. они обычно выпускаются компаниями, связанными с производством продукции, оказанием услуг, и могут быть гарантированы их активами или застрахованы. Облигации, выпускаемые на срок от 7 до 15 лет относятся к среднесрочным, а облигации, находящиеся в обращении более 20 лет, являются долгосрочными.
Держатели облигаций обычно получают по ним проценты, которые, как правило, выплачиваются два раза в год. Величина процентов по облигациям зависит от разных факторов. одним из основных обязательств, предопределяющих уровень доходности долговых обязательств, является продолжительность периода их обращения. Как правило, в нормальной экономической ситуации облигации, выпускаемые на длительные сроки, приносят повышенные проценты по сравнению с облигациями, размещаемыми на более короткие периоды времени. Причем разница между уровнями доходности по долгосрочным облигациям оказывается меньше разрыва в доходности по краткосрочным долговым обязательствам. Поэтому линия доходности облигаций имеет вид выпуклой возрастающей кривой.
В экстремальных экономических условиях указанная связь между доходностью долговых обязательств и сроками их обращения нарушается. При высокой инфляции, когда спрос на деньги значительно превышает их предложение, ставки процентов по краткосрочным долговым ценным бумагам могут оказаться выше, чем по долгосрочным.
Облигации выпускаются на предъявителя (такие облигации также называются купонными) или относятся к категории зарегистрированных (именных). Компания, выпускающая купонные облигации, не ведет учет их владельцев. Обладатель облигации на предъявителя может получить проценты путем представления купонного листа, прилагаемого к облигации, от которого при этом отделяется соответствующий купон.
Владельцам зарегистрированных облигаций выдается сертификат – документ, свидетельствующий о праве того или иного лица на обладание указанными в нем долговыми обязательствами. Компания, выпустившая зарегистрированные облигации, поручает специальному агенту, чаще всего коммерческому банку, вести учет их движения, фиксируя переход из одних рук в другие. При продаже зарегистрированных облигаций сертификат прежнего владельца погашается, а новому владельцу выдается новый сертификат.На облигации обычно указываются следующие основные реквизиты: фирменное наименование эмитента, тип облигации, номинальная стоимость, дата выпуска, срок погашения, права при погашении (если есть) , ставка процента, дата и место выплаты процентов, указание на соглашение о выпуске.