Оценка состояния рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Основная сложность при разработке условий погашения бумаг иностранным держателям состоит в том, чтобы не допустить давления на курс рубля и препятствовать оттоку капитала за рубеж. С этой целью Минфин и ЦБ внесли изменения в режим ведения счетов типа “С”, через которые до тех пор осуществлялись операции нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ. В настоящее время счета типа “С” блокируют выручку нерезидентов от операций с госбумагами. Последний раз режим ведения этих счетов изменяли в ноябре прошлого года. Нерезидентам было запрещено переводить на рынок ГКО-ОФЗ новые средства. Тем же распоряжением ЦБ заблокировал средства нерезидентов, которые могли быть получены в результате продажи ценных бумаг (в том числе ГКО-ОФЗ) или исполнения форвардных контрактов. Эти средства были переведены на специальные инвестиционные счета и заморожены на один год. Согласно проекту нововведений в режиме счетов типа “С”, предполагается, что они будут разделены на два счета - инвестиционный и конверсионный и будет регламентирован порядок прямого перевода средств с первого счета на второй.
Таким образом, в соответствии с условиями этой реструктуризации, нерезиденты - держатели ГКО-ОФЗ смогли вернуть всего от 5 до 10 центов с каждого доллара, вложенного в ГКО-ОФЗ, причем им не позволили вывести единовременно все денежные средства, полученные ими в качестве компенсации за свои инвестиции в ГКО.
Кроме этого правительству и ЦБ предстоит внести ясность в вопрос о реализации инвестиционных возможностей выпуска ОФЗ-ПД с регистрационным номером 25030. Получив этот выпуск в объеме 20 процентов от общего объема обмениваемых бумаг, участники новации формально наделены правом использовать его для погашения налоговых недоимок в федеральный бюджет, образовавшихся до 1 июля 1998 года. Однако документы, регламентирующие эту процедуру, до сих пор не появились. Как не появились и документы, регламентирующие отношения правительства с владельцами госбумаг, не согласившимися с новацией.
В феврале и марте 1999 г. происходил процесс обмена выпусков ГКО и ОФЗ с погашением до 31 декабря 1999 г. на новые ценные бумаги в рамках новации. Владельцы “замороженных” выпусков ГКО и ОФЗ практически сразу же после подачи заявки получали 3.33% от стоимости дисконтированного портфеля в денежной форме, еще 6.67% - в виде двух краткосрочных выпусков ГКО и остальное – в виде 3-5 летних выпусков ОФЗ. 10 февраля начались купонные выплаты по новым выпускам ОФЗ за период с 18 августа 1998 г. Кроме того, 24 марта было проведено погашение ГКО 21132, выпущенного в ходе новации, на сумму 4.9 млрд. руб. Купонные выплаты с начала года составили 7.9 млрд. руб., выплаты в денежной форме в рамках новации - еще около 7 млрд. руб. Фактически это означало приток рублевых средств в банковскую систему. Это увеличение предложения рублей имело целый ряд важных последствий для финансовых рынков, которые уже проявились в феврале-марте. Увеличились обороты рынка ГКО-ОФЗ. Полученные средства направлялись на покупку выпусков ОФЗ с ближайшими купонными выплатами, что привело к снижению доходности сделок по ОФЗ со 118-120% в начале февраля до 75-100% в конце марта.Был отмечен рост цен и оборотов торгов на рынке корпоративных ценных бумаг. До середины марта средства от новации направлялись в основном на рынок государственных ценных бумаг и фондовый рынок. Рост индекса РТС за февраль составил 27%, за март – на 15%. Средний объем торгов за день вырос с 1.5 млн. долл. в январе (когда никаких выплат по гос. облигациям не производилось) до 5.1 млн. долл. в феврале и 8.5 млн. долл. в марте.
Так, объем выплат, которые должна осуществить Россия по внешнему долгу во II квартале 1999 года, составляет почти 4,6 млрд долларов. Из них 3,7 млрд - это чисто российский долг (Международному валютному фонду, по еврооблигациям и ОВВЗ), который не может быть реструктуризирован.
Таким образом, нынешнее состояние рынка ценных бумаг в России следует охарактеризовать как тяжелое. Последние полтора года он развивается неравномерно и не соответствует потребностям экономики. Преобладающим сегментом этого рынка до последнего времени являлся сектор государственных ценных бумаг, в основном краткосрочных, которые по традиционным мировым понятиям считаются объектом денежного, а не фондового рынка. В то же время рынок корпоративных ценных бумаг либо стагнирует, либо обслуживает инвесторов, главным образом иностранных. Российское население играет на отечественном фондовом рынке крайне незначительную роль.
В связи с этим следует провести целевую переориентацию рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых компаний, не имевших ранее реальных активов, - вместо выполнения этих задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России. Большой рынок нуждается в более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения рынка ценных бумаг. Очевидна необходимость введения уже сейчас элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро- и макроуровне.