Регулирование рынка ценных бумаг.
Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый
рынок, стал Федеральный закон № 39 – ФЗ от 22.04.96г. “О рынке ценных бумаг”.[4] Закон устанавливает, что эмитентами ценных бумаг, помимо юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления. Данным Законом систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности участников рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи и т.д.
Большое значение имеет раздел Закона, посвященный регулированию рынка ценных бумаг, в том числе организации деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В функции Федеральной комиссии входит: разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг, утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности, а также обеспечение общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг и осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
В целом государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
1. Выступает в качестве административного органа, издающего законы, которые регулируют:
— порядок и образование акционерных обществ;
— порядок эмиссии и виды разрешённых к эмиссии ценных бумаг;
— ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;
— деятельность биржи и разрешают или запрещают отдельные виды сделок с ценными бумагами.
2. Выступает на рынке в качестве субъекта экономических отношений. В целях мобилизации финансовых ресурсов оно пускает в обращение государственные ценные бумаги, например, облигации, казначейские векселя (краткосрочная облигация — 90 дней) и т.д.
3. Воздействует на состояние рынка через кредитно-денежную политику Центрального банка. Другими словами, состояние фондового рынка тесно связано с задачей регулирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита, для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные фирмы. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее Центральный банк представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.
При выкупе облигаций Центральным банком резервы банков возрастут. Продажа или скупка государственных бумаг обусловливается конкретной экономической ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает деньги более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В результате повысится деловая активность и будут созданы новые рабочие места.
Фондовый рынок реагирует также на учетную политику Центрального банка. Центральный банк может предоставлять ссуды другим банкам. Это называется “учетом векселей”. Понижая учетную ставку, т.е. плату за ссуду, банк поощряет учет векселей, повышает ее - он ослабляет стремление. В день, когда учетная ставка повышается, другими словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при понижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.
Фондовый рынок реагирует также на изменение обязательных резервных средств, которые должны хранить банки в Центральном банке. Центральный банк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, или расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к увеличению доступности денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Если резервная норма повышается, то уменьшается доступность денег, возрастает ссудный процент и падает курс акций и облигаций, выпущенных под более низкий процент. Однако в данном случае следует помнить, что регулирование обязательных банковских резервов в Центральном банке является очень мощным рычагом финансовой политики, и поэтому, в отличие от учета векселей и продажи краткосрочных облигаций, к таким действиям прибегают довольно редко — раз в несколько лет.