Участники рынка ГКО
Схема участия иностранных инвесторов на рынке ГКО выглядит следующим образом. Инвестор - нерезидент имеет право приобретать ГКО на аукционе только через уполномоченный банк-нерезидент, выступающий в качестве представителя иностранного инвестора при взаимодействии последнего с уполнлмоченными дилерами по ГКО. Банк - нерезидент имеет право выступать не только в качестве представителя иностранного инвестора, совершая операции по его поручению и за его счет, но и приобретать ГКО от собственного имени за свой счет. Уполномоченными дилерами являются официальные дилеры на рынке ГКО, заключившие с Центральным банком России дополнительное соглашение к договорк “О выполнении функций Дилера на рынке ГКО”.
Уполномоченный дилер - банк-резидент открывает у себя специальные рублевые счета для банка-нерезидента и иностранных инвесторов. Банк-нерезидент покупает у Центрального банка России рубли по текущему курсу внутреннего российского валютного рынка с поставкой в тот же день. Если покупку ГКО банк-нерезидент совершает для себя, то купленные банком-нерезидентом рубли зачисляются на его специальный счет у уполномоченного дилера.если покупку ГКО банк-нерезидент совершает для иностранных инвесторов, то купленные рубли он продает иностранным инвесторам в день покупки им рублей у Центрального банка России, которые зачисляются на специальные счета иностранных инвесторов, открытые им у уполномоченного дилера. Продажа рублей банком-нерезидентом иностранным инвесторам совершается по договору валютного свопа, его первой части (кассовая сделка), заключенному между банком-нерезидентом и иностранным инвестором (под валютным свопом понимается обмен обязательствами выраженными в одной валюте на обязательства, выраженные в другой валюте). На следующий день после зачисления рублей на специальные счета банка-нерезидента и иностранных инвесторов рубли могут быть перечислены в расчетный центр ОРЦБ на счет уполномоченного дилера. Последний покупает на аукционе облигации для иностранных инвесторов и банка-нерезидента, взымая при этом комиссию, не превышающую 0.1% от суммы вложенных средств.
Центральный банк России и банк-нерезидент заключают также срочный контракт, по которому банк-нерезидент продаст Центральному банку России рубли, появившиеся после погашения купленных облягаций. Центральный банк России за принятие на себя рисков взыымает с банка-нерезидента премию, которая включается в расчет при заключении валютного свопа иностранным инвестором с банком-нерезидентом.
Первоначально обслуживание иностранных инвесторов осуществляла только одна пара “банк-нерезидент - уполномоченный дилер”: французский Евробанк и российский Еврофинанс. На аукционе 7 февраля 1996 г. 58 выпуска трехмесячных облигаций - первым аукционе с участием банка-нерезидента - Евробанк купил облигаций на сумму 120 млрд. руб. Полная квота на участие нерезидентов на рынке ГКО - ОФЗ на первый квартал установлена в размере 500 млн.долл. В середине марта 1996г. Право обслуживания иностранных инвесторов было предоставлено еще двум парам банков: “Ист-Вест Юнайтед” (Люксембург) и “Империалу” (Москва), “Московскому народному банку” (Великобритания) и Международному московскому банку.
Специалисты видят потенциал дальнейшего развтия рынка ГКО в предоставлении возможностей работы с нерезидентами в качестве уполномоченных дилеров не только банкам, но и инвестиционным компаниям. Некоторые крупные инвестиционные компании - дилеры на рынке ГКО обеспечивают 3-7% от ежедневного оборота торгов и предлагают набор услуг несколько выше и шире, чем у коммерческих банков. Инвестиционные компании подтвердили свою устойчивость и в момент кризисов на финансовом рынке и в августе 1995 г. и осенью 1997 г. и, как следствие, эксперты отметили увеличение клиентских ресурсов в портфелях ГКО дилеров - инвестиционных компаний в послекризисный период на межбанковском рынке.
Особенностью совершения операций нерезидентами на рынке ГКО по новому порядку является установление Центральным банком России максимальных лимитов по проведению операций с каждым банком-нерезидентом (при этом Центральный банк России исходит из того, чтобы суммарный объём этих лимитов не превосходил параметры денежной программы), а также установление размера максимальной доходности иностранных инвесторов во второй части валютного свопа (срочной сделке) путем фиксации обменных курсов при проведении операций “своп”.