Облигации внутреннего валютного займа
В результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР на его счетах остались “замороженными” средства юридических и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США, процентная ставка - 3% годовых.
Общий объём займа составил 7885 миллионов долларов США. Номинал облигации- одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года.
7 Облигации федерального займа (ОФЗ).
ОФЗ - это знамение времени, это свидетельство финансовой стабилизации, потому что ОФЗ - первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации. Они выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется особенностями российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага считалась среднесрочной), так и удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причём доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продаётся (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО, цену на эту бумагу ставят сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли министерство эта цена или нет. Это называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения, которые ему невыгодны, и принимает те, которые выгодны.
Само по себе появление ОФЗ и для Минфина, и для всей финансовой системы имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три месяца о том, чтобы рефинансировать займы. То есть всё дальше и дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая практика говорит о том, что обычно 30% - это краткосрочные заимствования (типа наших ГКО), а остальные 70% делятся между среднесрочными и долгосрочными вложениями.
Эксперимент с ОФЗ в общем удался. Было выпущено облигаций на один триллион и они были проданы за три дня. Причём постоянно снижалась доходность (в первый день - с достаточно высокой доходностью, а на третий - с исключительно низкой). В последние годы стал быстро развиваться российский рынок государственных ценных бумаг. В этой связи стоит ещё раз напомнить об оригинальной версии государственных ценных бумаг в виде принудительного распределявшихся в СССР облигаций государственных займов, а также о нелегальном рынке подобных облигаций, на котором они скупались за бесценок.
Некое подобие рынка государственных ценных бумаг возникло в связи с созданием вторичного рынка купли-продажи приватизационных чеков - “ваучеров”. Цена первичного рынка - 10 тыс. руб. за “ваучер”, учитывая и то, что не взималась с приобретателей этой своеобразной ценной бумаги, оказалась весьма условной. А вот вторичные рынки продемонстрировали применительно к этому виду государственных ценных бумаг возможность действия рыночного механизма ценообразования. “Ваучеризация” ознаменовала начало реального процесса становления российского рынка государственных ценных бумаг, сопровождавшегося некоторыми трудностями . Сегодня наблюдается довольно быстрое расширение ёмкости этого рынка, т.е. объёма проводимых на нём операций. Всё большее число юридических и физических лиц стремятся выйти на этот развивающийся сектор отечественного финансового рынка в качестве и покупателей, и продавцов. Некоторые из них хотят стать настоящими инвесторами, рассчитывая на часть доходов от дел, в которые вложены деньги, затраченные на приобретение ценных бумаг. Значительное же количество участников рынка государственных ценных бумаг предпочитает видеть в них оптимальное орудие спекулятивных операций (тем более, что рынок негосударственных “ценных” бумаг принёс разочарования и прямые потери).В связи со стремлением Правительства РФ использовать государственные краткосрочные и среднесрочные обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс.