Классификация ценных бумаг
В группу капитальных ценных бумагвключают акции, облигации, паи кооперативов, инвестиционные сертификаты, закладные листы и их разновидности. Средства, полученные путем эмиссии и продажи этих ценных бумаг, предназначены для образования или увеличения капитала производительных предприятий, нацеленных на получение прибыли, которой они затем поделятся с покупателями (держателями). Рынок капитальных ценных бумаг является важнейшей частью экономики, функционирующей на рыночных принципах: без него немыслимо формирование капитала крупного производства.
Многие ценные бумаги выпускаются частными компаниями и потому получили название частных (коммерческих). Частные инструменты фондового рынка являются менее надежными по сравнению с государственными, по которым правительство гарантирует выполнение условий выпуска.
Вложение средств в частные фондовые инструменты сопряжены со многими видами рисков. при том различают следующие их виды:
1. · риск потери капитала, вложенного в ценные бумаги, возникающий, например, в связи с банкротством эмитента;
2. · риск потери ликвидности, то есть того, что купленную ценную бумагу нельзя будет продать на рынке, не избежав при этом существенных потерь в цене;
3. · рыночный риск, то есть риск падения их цены вследствие ухудшения общей конъюнктуры рынка.
К частным ценным бумагам относятся как долговые обязательства, так и долевые ценные бумаги (акции). Каждая из указанных разновидностей фондовых ценностей имеет свои специфические особенности.
Долговые обязанности
выпускаются коммерческими организациями в целях заимствования на финансовом рынке денежных средств, необходимых для решения стоящих перед ними текущих и перспективных задач. Наиболее распространенной формой частных долговых обязательств являются облигации. Облигации.
Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).
Облигации могут выпускаться государством, а также частными компаниями с целью привлечения заемного капитала. Выпускаются они обычно под залог определенного имущества. Облигации, обеспеченные закладной, дают их держателям дополнительную гарантию по потери своих средств, поскольку закладная дает право держателю облигаций продавать заложенное имущество в случае, если предприятие не в состоянии осуществить надлежащие платежи. Однако существуют и беззакладные облигации, представляющие собой долговые обязательства, основанные лишь на доверии к кредитоспособности предприятия, но не обеспеченные каким - либо имуществом. Выпускают такие облигации предприятия с устойчивым финансовым положением.
Предприятие, выпускающее облигации, принимает на себя обязательства выплатить проценты на каждую облигацию, указать места, в которых облигации и купонные листы будут вручены их держателям, определить юридический титул и закладную собственность, застраховать заложенную собственность против пожара и других возможных потерь; заплатить налоги, раскрыть информацию об предприятии и правовых основаниях его деятельности.
Если предприятие не выполняет свои обязательства перед держателями облигаций, то последние, наряду с доверенным представителем, могут предпринять некоторые действия для того, чтобы восстановить свои потери. Так, в соглашении о выпуске обычно предусматривается возможность досрочного погашения облигаций по требованию их владельцев в случае невыплаты процентов. В указанном случае держатели облигаций также могут получить право участвовать в выборах лиц, управляющих компанией.
Предприятие выплачивает проценты по облигациям в определенные периоды времени. Поэтому при продаже облигаций в дни, не совпадающие с днями выплаты процентов, покупатель и продавец должны разделить между собой сумму процентов. Большинство облигаций продается с нарастающими процентами. При этом покупатели уплачивают продавцам помимо рыночной стоимости облигаций проценты, причитающиеся за период, прошедший с момента их последней выплаты. Сами же покупатели при наступлении срока выплаты процентов получают их полностью. Таким образом, сумма процентов распределяется между различными владельцами.