Президент подписал Закон об усовершенствовании понятия манипуляций на фондовом рынке и об уголовной ответственности за них
Президентом подписан Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем".
Прежде всего следует отметить, что Законом предусмотрено введение уголовной ответственности за манипулирование на фондовом рынке и изменение формулировки административного правонарушения, составляющего манипулирование на фондовом рынке в действующей редакции ст. 163-8 КоАП - манипулирование ценами во время операции с ценными бумагами. В новой редакции статья КоАП будет называться "Манипулирование на фондовом рынке".
Однако, пожалуй самым главным, является внесение в Закон "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" нормы о том, что же понимается под манипулированием на фондовом рынке. В частности, законодатель определил, что такими манипуляциями являются:
- операции или попытки их совершить, а также предоставление заявок на продажу финансовых инструментов, которые могут создать (или создают) представление о поставках, приобретении или цене финансовых инструментов, не соответствующих действительности, и приводят к установлению иных цен;
- совершение (или попытки совершения) операций или предоставление заявок на покупку или продажу финансовых инструментов путем умышленных противоправных действий (в т.ч. мошенничества и использования инсайдерской информации);
- распространение в СМИ, в том числе электронных, информации, приведшей или могущей привести к заблуждению участников рынка относительно финансовых инструментов (если распространивший знает о недостоверности распространяемой информации);
- покупка или продажа фининструментов перед закрытием фондовой биржи с целью введения в заблуждение относительно цен, сложившихся в конце торговой сессии;
- неоднократное в течение одного торгового дня заключение 2 и более участниками торгов соглашений в интересах одного и того же клиента, по которым каждый из участников выступает как продавец и покупатель одного и того же финансового инструмента, по одинаковой цене, в одинаковом количестве, или которые не имеют очевидного экономического смысла;
- неоднократное за один день осуществление (или попытка осуществить) операций, подача заявки на покупку (продажу) финансовых инструментов, не имеющих очевидного экономического смысла, если по результатам торгов собственник фининструментов не меняется, и другие.
Установлено, что наличие признаков манипулирования устанавливается ГКЦБФР по результатам проверки, проведенном в установленном ею порядке.
Здесь следует также обратить внимание, что если для привлечения к админответственности наличие ущерба не требуется, то Уголовный кодекс дополнен новым материальным составом преступления. Ущерб от этого преступления может быть значительным и тяжким, то есть он должен в 500 и 1000 раз превышать необлагаемый налогом минимум доходов соответственно (быть равным или превышать 235250 грн. и 470500 грн.).
По сути, этот Закон направлен на ужесточение ответственности за разного рода махинации на фондовом рынке. В действующей редакции законодательство содержит лишь весьма краткое определение манипуляций с ценами на фондовом рынке. Сейчас же законодатель пошел по пути четкого определения таких манипуляций и установил критерии отнесения нарушений к административным проступкам или у уголовно наказуемым деяниям.