Законодательное регулирование РЦБ.
Деятельность на украинском рынке ценных бумаг регулируют два основных законодательных акта ¾ закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18 июня 1991 года и Указ президента Украины "Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях" от 19 февраля 1991 года.
В соответствии с законом "О ценных бумагах и фондовой бирже " различают два типа ценных бумаг:
· именные ценные бумаги, которые, как правило, передаются путем полного индоссамента;
· предъявительские ценные бумаги, обращающиеся свободно.
Украинским законодательством также определены следующие виды ценных бумаг:
· акции;
· облигации внутренних республиканских и местных займов;
· облигации предприятий;
·казначейские обязательства предприятий;
· сберегательные сертификаты;
·векселя;
·приватизационные бумаги;
· инвестиционные сертификаты.
Акции и облигации предприятий могут быть выпущены лишь после их регистрации в соответствующем финансовом органе. А в том случае, когда акции и облигации предприятий предназначены для открытой продажи, в том же финансовом органе должен быть зарегистрирован и проспект эмиссии.
Украинское законодательство устанавливает два серьезных ограничения деятельности акционерных обществ в качестве эмитентов:
¨ акционерные общества имеют право выпускать облигации на сумму, не превышающую 25% оплаченного уставного фонда;
¨ количество привилегированных акций акционерного общества ограничено 10% уставного фонда.
Приказом Министерства финансов Украины (как регистрирующего органа) от 20 июля 1995 года №123, зарегистрированным Министерством юстиции 24 июля 1995 года №233/769, утвержден "Порядок выдачи разрешения на проведение деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, как исключительной деятельности".
Этот документ устанавливает не только перечень и правила подачи документов и получения разрешения на работу с ценными бумагами, но и государственный контроль за совершением операций с ними. Необходимо отметить создание Государственной комиссии по ценным бумагам со статусом министерства. В ее задачи входят расширение влияния государства на фондовый рынок, перераспределение функций контролирующих его государственных структур и создание на базе этой комиссии Методологического координационного совета.
Комиссия ставит перед собой задачи создания системы отчетности компаний ¾ участников фондового рынка, систематизации украинских фондовых стандартов, контроля за ценообразованием на фондовом рынке, создания депозитарной и клиринговой сетей и участия в выборе и отработке модели фондового рынка Украины.
В соответствии со ст. 4 закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" предприятие самостоятельно ведет книгу регистрации именных акций. В этой книге отображается движение именных акций, включая информацию о каждой акции, ее собственнике, времени приобретения и количестве акций у каждого из акционеров. Закон не определяет юридическую силу информации, включенной в книгу. Однако, учитывая фактически полное отсутствие материализованных ценных бумаг, которые могли подтвердить право собственности акционера на эту бумагу благодаря индоссаменту, и то, что книга регистрации акций, являющаяся в связи с этим основным документом, подтверждающим право собственности инвестора на акции, ведется самим эмитентом, существует значительный риск повторения на Украине ситуации с исключением из книги регистрации акций "неудобных" акционеров.
Анализируя имеющееся на сегодняшний украинское законодательство о ценных бумагах с точки зрения его зрелости и определеннсти, можно сказать, что оно пока далеко не совершенно. В нем отсутствуют многие понятия, привычные для цивилизованного рынка ценных бумаг. Основной проблемой, конечно же, является отсутствие нормальной процедуры перехода права собственности на ценные бумаги. В то же время множество проблем могут создать такие незначительные, на первый взгляд, вопросы, как определения понятия "торговец ценными бумагами" или порядок осуществления "андеррайтинговых" функций.